ПОЛОЖЕНИЕ об учетной политике для целей бухгалтерского учета

УТВЕРЖДЕНО

приказом УСЗН администрации

Саткинского муниципального

района от « 31 » декабря 201 9г. № 644

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 об учетной политике для целей бухгалтерского учета

1. Общие положения

1.1  Настоящее Положение устанавливает единый порядок бухгалтерского учета в Управлении социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района (далее – Управление).

1.2.  Учетная политика Управления разработана в соответствии с приказами Минфина России:

— приказ Минфина РФ от 30.03.2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н);

— приказ Минфина РФ от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкции к Единому плану счетов № 157н);

— приказ Минфина РФ от 06.12.2010 г. N 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 162н);

— приказ Минфина от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее – приказ 132н);

— приказ Минфина от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – приказ 209н);

— приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»» (далее — СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности»);

— приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»» (далее — СГС «Основные средства»);

— приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (далее  — СГС «Аренда»);

— приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов»» (далее — СГС «Обесценение активов»);

— приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора « Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»» (далее — СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»);

— приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее — СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»);

— приказ Минфина России от 30.12.2017 № 275н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (далее — СГС «События после отчетной даты»);

— приказ Минфина России от 30.12.2017 № 278н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» (далее — СГС «Отчет о движении денежных средств»);

— приказ Минфина России от 27.02.2018 № 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее — СГС «Доходы»);

— приказ Минфина России от 07.12.2018 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (далее — СГС «Запасы»);

— приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее — СГС «Резервы»);

— приказ Минфина России от 29.06.2018 № 145н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (далее — СГС «Договоры»).

1.3. Бухгалтерский учет в Управлении осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности, возглавляемым начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности (главным бухгалтером). Отдел бухгалтерского учета и отчетности несет ответственность за составление и представление отчетности на бумажных носителях и в электронном виде. Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности (главный бухгалтер), специалисты отдела бухгалтерского учета и отчетности руководствуются в своей деятельности настоящим положением, положением об отделе и должностными инструкциями, а также действующими нормативными актами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета.

Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности (главный бухгалтер) подчиняется непосредственно начальнику Управления, либо лицу, замещающему его, и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций  законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пункт 4 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Без подписи начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности (главного бухгалтера) или уполномоченного на то лица денежные и расчетные документы к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются. Указанные документы, не содержащие подписи начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности (главного бухгалтера) или уполномоченного на то лица, в случаях разногласий между начальником Управления и начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности (главным бухгалтером), принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения начальника Управления, который несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Требования начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности (главного бухгалтера) или лица его замещающего по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в отдел бухгалтерского учета и отчетности необходимых документов и сведений обязательны для всех работников Управления.

1.4.  Движение  бюджетных  средств   осуществляется  на лицевых  счетах, открытых  в казначейском отделе финансового управления администрации Саткинского  муниципального района и в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области.

1.5. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

1.6. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом
начальника Управления.

Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты заработной платы, социальных выплат. Продолжительность срока выдачи указанных выплат составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

1.7. Управление публикует основные положения учетной политики на своем официальном сайте путем размещения копий документов учетной политики.

Основание: пункт 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

1.8. К учетной политике прилагаются:

  1. Перечень подведомственных учреждений (приложение 1);
  2. Состав инвентаризационной комиссий (приложение 2);
  3. Рабочий план счетов (приложение 3);
  4. График документооборота (приложение 4);
  5. Состав комиссии для проведения внезапной ревизии кассы (приложение 5);
  6. Перечень должностей лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (приложение 6);
  7. Перечень типовых операций (приложение 7);
  8.   Перечень лиц, имеющих право первой и второй подписи (приложение 8);
  9.   Перечень материально — ответственных лиц, ответственных за хранение, выдачу и получение основных средств и материальных запасов (приложение 9);
  10.   Порядок расчета резерва на предстоящую оплату отпусков (приложение 10);
  11.   Порядок и график проведения инвентаризации активов и обязательств (приложение 11);
  12. Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты (приложение 12);
  13. Перечень журналов операций (приложение 13);
  14. Положение о внутреннем контроле (приложение 14);
  15. Порядок принятия обязательств (приложение 15).

1.9. При внесении изменений в учетную политику главный бухгалтер оценивает в целях сопоставления отчетности существенность изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности учреждения и движение его денежных средств на основе своего профессионального суждения. Также на основе профессионального суждения оценивается существенность ошибок отчетного периода, выявленных после утверждения отчетности, в целях принятия решения о раскрытии в Пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках.

Основание: пункты 17, 20, 32 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

2. Технология обработки учетной информации

               2.1. Обработка учетной информации ведется автоматизировано с применением
программного продукта «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и кадры».

2.2. С использованием телекоммуникационных каналов связи и (при необходимости)  электронной подписи отдел бухгалтерского учета и отчетности осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:

— система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства (СУФД);

— система электронного документооборота с отделами Финансового управления Администрации Саткинского муниципального района (программа АЦК-финансы; АЦК- планирование; СМАРТ-про);

— размещение плана – графика в единой информационной системе госзакупок;

— передача бюджетной отчетности главному распорядителю бюджетных средств (программа СКИФ-БП);

— передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в
инспекцию Федеральной налоговой службы (программа Контур-Экстерн);

— передача отчетности в отделение Пенсионного фонда России (программа Контур – Экстерн);

— передача отчетности по страховым взносам в Фонд социального страхования (программа Контур – Экстерн);

— передача отчетности в Росстат (программа Контур – Экстерн).

2.3. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.

2.4. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухучета и отчетности:

— ежемесячно на внешний носитель – жесткий — диск производится сохранение резервных копий базы «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и кадры».

— по итогам квартала и отчетного года после сдачи отчетности производится запись
копии базы данных «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и кадры» на внешний носитель – жесткий — диск, который хранится в сейфе начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности (главного бухгалтера);

— по итогам каждого календарного месяца бухгалтерские регистры, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке.

Основание: пункт 19 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 33 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

2.5. При обнаружении в регистрах учета ошибок сотрудники бухгалтерии анализируют ошибочные данные, вносят исправления в первичные документы и соответствующие базы данных.

3 Правила документооборота

               3.1. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухучете устанавливаются в соответствии с приложением 4  к настоящей учетной политике.

Основание: пункт 22 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «д» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Работники учреждения создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

3.2. Управление использует унифицированные формы первичных документов, перечисленные в приложении 1 к приказу № 52н. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются:

– самостоятельно разработанные формы, которые утверждаются отдельным приказом начальника Управления;

– унифицированные формы, дополненные необходимыми реквизитами.

Основание: пункты 25–26 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «г» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

3.3. Право подписи учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приложении 6. Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.4. Формирование электронных регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:

– в регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа;

– инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и т. д.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий – ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;

– опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств,  в последний день года;

– книга учета бланков строгой отчетности заполняется ежемесячно, в последний день месяца;

– журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;

– другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ.

Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.5. Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071) ведется раздельно по целевым статьям по следующим счетам: КБК 1.302.11.000 «Расчеты по заработной плате»,  КБК 1.302.13.000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда», КБК 1.302.66.000 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме»; КБК 1.302.12.000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме».

Основание: пункт 257 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.6. Журналам операций присваиваются номера согласно приложению 13. Журналы операций подписываются начальником отдела (главным бухгалтером) и специалистом (бухгалтером), составившим журнал операций.

3.7. Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме электронного документа и выводятся  на бумажный носитель, заверяются собственноручной подписью лица, составившего данный документ.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке указывать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); период (дата), за который сформирован регистр бухгалтерского учета (Журнал операций), с указанием года и месяца (числа); наименование регистра бухгалтерского учета (журнала операций) с указанием при наличии его номера; количество листов в папке (деле).

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

3.8. В деятельности учреждения используются следующие бланки строгой отчетности:

— единый социальный проездной билет;

— удостоверения.

Учет бланков ведется в условной оценке. Основание: пункт 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Ответственным лицом за учет, хранение и выдачу бланков строгой отчетности является бухгалтер (кассир).

3.9. Особенности применения первичных документов:

При приобретении, безвозмездном поступлении нефинансовых активов составляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

4 Рабочий план счетов

               4.1. Управление ведет  учет имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, разработанного в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов № 157н, Инструкцией № 162н.  Рабочий план счетов представлен в Приложении 3. Основание: пункты 2 и 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 19 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «б» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

В бухгалтерском учете применяются забалансовые счета, утвержденные в Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Кроме основных забалансовых счетов, введены дополнительные счета. Перечень используемых забалансовых счетов приведен в Приложении 3.

                Основание: пункт 332 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 19 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

5 Учет отдельных видов имущества и обязательств

         5.1. Бюджетный учет ведется по первичным документам, которые проверены специалистами отдела бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Положением о внутреннем контроле (приложение 14).

Основание: пункт 3 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 23 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

5.2.  Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и других нормативно-правовых актах, регулирующих бухучет, метод определения справедливой стоимости выбирает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов.

Основание: пункт 54 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

5.3. В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера.

Основание: пункт 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

  1. 4. Основные средства.

5.4.1. Управление учитывает в составе основных средств материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев.

5.4.2. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, стоимостью не более 100 000 рублей,  объединяются объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:

— мебель для обстановки одного помещения: столы, стулья, стеллажи, шкафы, полки, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения;

-компьютерное и периферийное оборудование: системные блоки, мониторы, компьютерные мыши, клавиатуры, принтеры, сканеры, колонки, акустические системы, микрофоны, веб-камеры, устройства захвата видео, внешние ТВ-тюнеры, внешние накопители на жестких дисках и иное оборудование.

Не считается существенной стоимость до 20 000 рублей за один имущественный объект. Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия Управления по поступлению и выбытию активов.

Основание: пункт 10 СГС «Основные средства».

5.4.3. Каждому объекту (кроме объектов, которые при выдаче в эксплуатацию относят на забалансовый счет) присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, независимо от того, находится объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Инвентарный номер основных средств состоит из 10 символов, где:

1-й знак – код вида деятельности;

2 – 6- й – код объекта учета синтетического счета в плане счетов бухгалтерского учета (приложение 1 к приказу Минфина от 01.12.2010 № 157н);

7-10-й – порядковый номер нефинансового актива.

5.4.5. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером.

В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе (объекте).

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.

Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств, он обозначается в инвентарной карточке в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект.

5.4.6. Затраты по замене отдельных составных частей объекта основных средств, в том числе при капитальном ремонте, включаются в момент их возникновения в стоимость объекта. Одновременно с его стоимости списывается в текущие расходы стоимость заменяемых (выбываемых) составных частей. Данное правило применяется к следующим группам основных средств:

— машины и оборудование;

— транспортные средства;

— инвентарь производственный и хозяйственный.

Основание: пункт 27 СГС «Основные средства».

5.4.7. Начисление амортизации осуществляется линейным способом в соответствии со сроками полезного использования. Основание: пункт 36,37 СГС «Основные средства».

5.4.8. В случаях,  когда установлены одинаковые сроки полезного использования всех структурных частей единого объекта основных средств, Управление объединяет такие части для определения суммы амортизации. Основание: пункт 40  СГС «Основные средства».

5.4.9. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таки образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки. Основание: пункт 41  СГС «Основные средства».

5.4.10. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по поступлению и выбытию активов в соответствии с пунктом 35 СГС «Основные средства». Состав комиссии по поступлению и выбытию активов устанавливается отдельным приказом начальника Управления.

5.4.11. По объектам основных средств амортизация начисляется в следующем порядке:

на объекты основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

на объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется;

на иные объекты основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

5.4.12. Основные  средства стоимостью до 10 000 рублей включительно, находящиеся в эксплуатации, учитываются на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости. Основание: пункт 39  СГС «Основные средства», пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.4.13. Сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается его использование в процессе деятельности Управления в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях).

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из:

информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп; в десятую амортизационную группу — срок полезного использования, рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072;

рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве Российской Федерации норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя — на основании решения комиссии Управления по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

гарантийного срока использования объекта;

сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

В случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по этому объекту пересматривается по решению комиссии Управления по поступлению и выбытию активов.

5.4.14. Локально-вычислительная сеть (ЛВС), охранная сигнализация (ОС), охранно – пожарная сигнализация (ОПС) как отдельные инвентарные объекты не учитываются. Отдельные элементы ЛВС, ОС, ОПС, которые соответствуют критериям основных средств, установленным СГС «Основные средства», учитываются как отдельные основные средства.

5.4.15. Списание объектов основных средств осуществляется по актам унифицированной формы. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускается.

5.4.16. Ответственным за хранение технической документации на объекты основных средств являются материально ответственные лица, за которыми закреплены объекты.  Если на основное средство производитель (поставщик) предусмотрел гарантийный срок, материально ответственное лицо хранит также гарантийные талоны.

5.4.17. Расходы на доставку нескольких имущественных объектов распределяются в первоначальную стоимость этих объектов пропорционально их стоимости, указанной в договоре поставки.

5.5. Материальные запасы.

5.5.1. Управление учитывает в составе материальных запасов материальные объекты, указанные в пунктах 98-99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, а также печати и штампы используемые в деятельности Управления.

5.5.2. Списание (отпуск) материальных запасов производится по средней фактической стоимости. Основание: пункт 108  Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.5.3. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из:

— их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;

— сумм, уплачиваемых Управлением за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.

Основание: пункт 52-60 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

5.5.4.  Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т. п.).

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).

5.5.5. Оприходование материальных запасов, выявленных при инвентаризации осуществлять на основании акта результатов инвентаризации и приказа начальника Управления.

5.5.6. Учет медикаментов ведется на счете 010531000. На данный счет относится приобретение аптечек.

5.5.7. В составе горюче-смазочных материалов учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: бензин, мазут, керосин, автол, и т. д.

Учет ГСМ организовывать в соответствии с нормативными документами:

  1. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
  2. Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  3. Распоряжение Администрации Саткинского муниципального района «О применении зимней надбавки топлива для автомобилей».

Приобретение ГСМ осуществлять по безналичному расчету по топливным пластиковым картам.

Водители, приобретающие ГСМ на АЗС, представляют чеки ККТ.

Списание стоимости приобретенного за безналичный расчет топлива на расходы учреждения, минуя счета учета материальных ценностей, не допускается.

При ведении бухгалтерского учета операций приобретения ГСМ по безналичному расчету с использованием пластиковых топливных карт и талонов на бензин следует учитывать момент перехода права собственности на ГСМ согласно условиям договора поставки нефтепродуктов: после передачи талонов или пластиковых карт или после заправки автомобиля.

В обязанности водителя входит предоставление путевого листа с указанием маршрута, километража, показаний спидометра.

Основанием для списания ГСМ являются путевой лист, составляемый водителем и утверждаемый заместителем начальника Управления (либо начальником Управления), по фактическому расходу, но не выше норм, установленных приказом начальника Управления.

В целях контроля и сохранности выданных топливных карт выдавать их водителям под роспись в книге учета приема и выдачи топливных карт. В книге фиксировать реквизиты топливной карты, дата ее выдачи (возврата), Ф. И.О. водителей.

Наличие чеков АЗС при отсутствии путевого листа не подтверждает целесообразность осуществленных сотрудником расходов.

5.5.8. Счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» используется для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных. Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

К автозапчастям учитываемым на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» относятся: автоакустика, автоантенна, двигатели, автомобильные шины, аккумуляторы, щетка стеклоочистителя, вентиля, колесные диски, автомобильная камера для шин, сигнализация, глушитель, подкрылки, термостат, хомут и иные автозапчасти и инструменты используемые для автомобиля.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально ответственных лиц.

Поступление на счет 09 отражается:

— при установке (передаче материально ответственному лицу) соответствующих запчастей после списания со счета КБК 1.105.36. «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»;

— при безвозмездном поступлении автомобиля от учреждений бюджетной сферы  с документальной передачей остатков забалансового счета 09.

При безвозмездном получении от учреждений бюджетной сферы запасных частей, учитываемых передающей стороной на счете 09, но не подлежащих учету на указанном счете в соответствии с настоящей учетной политикой, оприходование запчастей на счет 09 не производится.

Внутреннее перемещение по счету отражается:

— при передаче на другой автомобиль;

— при передаче другому материально ответственному лицу вместе с автомобилем.

Выбытие со счета 09 отражается:

— при списании автомобиля по установленным основаниям;

— при установке новых запчастей взамен непригодных к эксплуатации.

Основание: пункты 349-350 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.5.9. Учет печатей и штампов осуществляется на забалансовом счете 45 «Материальные ценности (печати, штампы)».

5.5.10. Выдача в эксплуатацию на нужды учреждения канцелярских принадлежностей, запасных частей и хозяйственных материалов оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Эта ведомость является основанием для списания материальных запасов.

5.5.11. Мягкий и хозяйственный инвентарь списываются по Акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

В остальных случаях материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).

5.6. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов.

5.6.1. Безвозмездно  полученные объекты нефинансовых активов, а также неучтенные объекты, выявленные при проведении проверок и инвентаризаций, принимаются к учету по их справедливой стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных цен. Комиссия вправе выбрать метод амортизированной стоимости замещения, если он более достоверно определяет стоимость объекта.

Данные о справедливой стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть подтверждены документально.

В случаях невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем.

5.7. Нематериальные активы

5.7.1.  Начисление амортизации нематериальных активов производится линейным способом в соответствии со сроками полезного использования.

5.7.2. Срок полезного использования нематериальных активов устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов исходя из срока:

– в течение которого будут принадлежать исключительные права на объект.
Этот срок указывается в охранных документах (патентах, свидетельствах и т. п.), или он
следует из закона;

– в течение которого планируется использовать объект в своей деятельности.

Если по объекту нематериальных активов срок полезного использования определить
невозможно, то в целях расчета амортизации он устанавливается равным 10 годам.

5.8. Непроизведенные активы

5.8.1 Земельные участки, закрепленные на праве постоянного
(бессрочного) пользования (в т. ч. расположенные под объектами недвижимости),
учитываются на счете 1.103.11.000 «Земля – недвижимое имущество учреждения».
Основание для постановки на учет – свидетельство, подтверждающее право пользования
земельным участком. Учет ведется по рыночной (кадастровой) стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

5.9. Учет доходов и расходов

5.9.1. Управление осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета.

Порядок осуществления полномочий администратора доходов бюджета и перечень администрируемых доходов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и постановлением Администрации Саткинского муниципального района «Об утверждении порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов».

5.9.2. Учет операций поступления в бюджет администрируемых  платежей, а так же расчетов  с финансовыми органами  по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату ведется на основании первичных документов, согласно которых отражаются на лицевом счете администратора и Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (форма 0531761 по КФД), предоставляемой Управлением федерального казначейства по Челябинской области.

5.9.3. Поступившие доходы отражаются на счете 1.210.02.000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» в порядке, установленном в пункте 91 Инструкции № 162н.

5.9.4. Суммы поступлений на отчетную дату, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета в следующем отчетном периоде, учитываются на основании Справки о перечислении поступлений в бюджеты (форма 0531468 по КФД), предоставляемой Управлением федерального казначейства по Челябинской области.

5.9.5. Доходы от предоставления межбюджетных трансфертов начисляются администратором доходов согласно Уведомлению по расчетам между  бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817).

5.9.6.   Учет исполнения бюджетной сметы  осуществляется с применением  «Бюджетной классификации РФ».

5.9.7.  Расходование   бюджетных средств    с лицевых  счетов,     открытых в  Финансовом управлении Администрации Саткинского муниципального района, отражаются по кредиту счета 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», возврат текущей дебиторской задолженности и оформляется как восстановление кассовых расходов, то есть дебет счета 130405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом». Фактические расходы учитываются на счете 140120200  «Расходы текущего финансового года» в  разрезе КБК и прочей необходимой аналитики.

5.9.8. Учет исполнения бюджетной сметы целевых поступлений осуществляется  по видам целевых средств, согласно утвержденной смете.

5.9.9. Общие расходы учитываются на балансовом счете 140120200  «Расходы текущего финансового года».

5.9.10.  Учет налогов и сборов ведется согласно действующему законодательству.

5.10. Расчеты с подотчетными лицами

5.10.1. Денежные средства выдаются под отчет на основании приказа начальника Управления и заявления под отчетного лица, согласованного с начальником Управления.

Выдача денежных средств под отчет производится путем перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.

5.10.2. Выдача средств под отчет производится штатным сотрудникам, не имеющим задолженности за ранее полученные суммы, по которым наступил срок представления авансового отчета, указанный в пункте 5.10.3 и 5.10.6 настоящей учетной политики.

5.10.3. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой) – 10 календарных дней, с даты выдачи (перечисления) средств на хозяйственные цели.

5.10.4. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет (за исключением расходов на командировки) устанавливается в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей. На основании приказа начальника Управления, в исключительных случаях, сумма может быть увеличена (но не более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами) в соответствии с указанием Центрального банка.

Основание: пункт 6 указания ЦБ от 07.10.2013 № 3073-У.

5.10.5. При направлении сотрудников в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в соответствии с Положением об особенностях направления работников Управления социальной защиты населения администрации Саткинского муниципального района в служебные командировки, утвержденное отдельным приказом.

5.10.6. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

5.11. Расчеты по оплате труда

5.11.1. Учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и
других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

5.11.2. Учет рабочего времени ведется по каждому сотруднику в табеле учета рабочего времени (ф. 0504421). В табеле регистрируются только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени. В графах 20 «Итого дней (часов) явок (неявок) с 1 по 15»  и 37 «Всего дней (часов) явок (неявок) за месяц» отражаются «неявки».

Табель учета использования рабочего времени ведется старшим инспектором по кадрам и делопроизводству.

В случае обнаружения в табеле неучтенных или неполных данных, в табель вносятся изменения, то есть оформляется корректирующий табель, с указанием номера корректировки.

5.11.3. Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в журнале операций  расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071). Основанием для составления журнала операций является Расчетная ведомость (ф. 0504402) с приложением первичных документов (табелей, приказов и т. д.).

5.11.4. Расчеты по оплате труда, в случае выдачи денег из кассы, проводятся на основании Расчетно – платежной ведомости (ф. 0504401), в межрасчетный период, по Платежной ведомости (ф.0504403), а также расходному кассовому ордеру.

5.11.5. Для зачисления средств на зарплатные счета сотрудников, в Банк предоставляется Реестр на перечисление денежных средств сотрудникам. Реестр предоставляется в Банк путем   электронного документооборота. Электронный Реестр в Банк предоставляется, только после вывода его на бумажный носитель и подписания начальником Управления, начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности (главным бухгалтером) и специалистом ответственным за формирование реестра. В Реестре указывается лицевой счет, Ф.И.О. сотрудника, сумма к перечислению.

5.12. Дебиторская и кредиторская задолженность

5.12.1 Дебиторская задолженность списывается с учета после того как комиссия по поступлению и выбытию активов признает ее сомнительной или безнадежной к взысканию в соответствии с утвержденным Порядком.

Основание: пункт 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 11 СГС «Доходы».

5.12.2. Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, списывается на финансовый результат на основании приказа начальника Управления. Решение о списании принимается на основании данных проведенной инвентаризации и служебной записки начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности о выявлении кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой давности определять в соответствии с законодательством РФ.

Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность отражается на забалансовом счете 20  «Задолженность, не востребованная кредиторами».

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии:

по истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете;

по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;

при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.

Кредиторская задолженность списывается с баланса отдельно по каждому обязательству (кредитору).

Основание : пункты 371, 372 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.13. Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц – получателей социальных выплат.

5.14. Финансовый результат

5.14.1.Управление все расходы производит в соответствии с утвержденной на отчетный год бюджетной сметой.

5.14.2. В составе расходов будущих периодов на счете 1.401.50.000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы по:

— обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО);

— неотработанные отпускные, выданные авансом;

— приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.

Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года равномерно по 1/12 за месяц в течение периода, к которому они относятся.

По договорам страхования, а также договорам неисключительного права пользования период, к которому относятся расходы, равен сроку действия договора.

Основание: пункт 302,302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.14.3. В случае заключения лицензионного договора на право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации единовременные платежи за право включаются в расходы будущих периодов. Такие расходы списываются на финансовый результат текущего периода ежемесячно в последний день месяца в течение срока действия договора.

Основание: пункт 66 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.14.4. Резервы

В Управлении создается резерв:

— на предстоящую оплату отпусков. Порядок расчета резерва приведен в Приложении 10;

— резерв по претензионным требованиям – при необходимости. Величина резерва устанавливается в размере претензии, предъявленной Управлению в судебном иске, либо в претензионных документах досудебного разбирательства. В случае если претензии отозваны или не признаны судом, сумма резерва списывается с учета методом «красное сторно»;

— резерв по сомнительным долгам – при необходимости на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов о признании задолженности сомнительной по результатам инвентаризации. Величина резерва устанавливается в размере выявленной сомнительной задолженности.

Основание: пункт 302,302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.14.5.Санкционирование расходов

Принятие бюджетных (денежных) обязательств к учету осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств в порядке, приведенном в приложении 15.

            5.14.6. Событие после отчетной даты

Признание в учете и раскрытие в бюджетной отчетности событий после отчетной даты осуществляется в порядке приведенном в приложении 12.

6 Инвентаризация имущества и обязательств

6.1. Инвентаризацию имущества и обязательств (в т.ч. числящихся на забалансовых счетах), а также финансовых результатов (в т.ч. расходов будущих периодов и резервов) проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Состав инвентаризационной комиссии приведен в Приложении 2.

Порядок и график проведения инвентаризации активов и обязательств приведены в Приложении 11.

В отдельных случаях (при смене материально ответственных лиц, выявлении фактов хищения, стихийных бедствиях и т.д.) инвентаризацию может проводить специально созданная рабочая комиссия, состав которой утверждается отдельным приказом начальника Управления.

Основание: статья 11 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, раздел VIII СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности»

6.2. Состав комиссии для проведения внезапной ревизии кассы приведен в Приложении 5.

  7 Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

               Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в Управлении осуществляется в порядке, утвержденном отдельным приказом начальника Управления.

Помимо внутреннего финансового контроля постоянный текущий контроль в ходе своей деятельности осуществляют в рамках своих полномочий:

– начальник Управления, его заместители;

– начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности (главный бухгалтер), сотрудники отдела;

– начальник отдела выплат, сотрудники отдела;

– начальник отдела назначения денежных выплат, сотрудники отдела;

– начальник отдела семьи и назначения детских пособий, сотрудники отдела;

– начальник отдела организации социальной поддержки граждан, сотрудники отдела;

– начальник отдела субсидий, сотрудники отдела;

– начальник отдела опеки и попечительства, сотрудники отдела;

– иные сотрудники Управления в соответствии со своими должностными обязанностями.

8 Бюджетная отчетность

               8.1. Бюджетная отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные вышестоящей организацией и бюджетным законодательством (приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н).

Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю бюджетных средств в установленные им сроки.

8.2. В целях составления отчета о движении денежных средств величина денежных средств определяется прямым методом и рассчитывается как разница между всеми денежными притоками Управления от всех видов деятельности и их оттоками.

Основание: пункт 19 СГС «Отчет о движении денежных средств»

8.3. Бюджетная отчетность формируется и хранится в виде электронного документа в АИС «Скиф-БП». Бумажная копия комплекта отчетности хранится в отделе бухгалтерского учета и отчетности Управления (у начальника отдела).

Основание: часть 7.1 статьи 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

9 Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене начальника Управления и начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности

                9.1. При  смене начальника Управления или начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности (далее – увольняемые лица) они обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному должностному лицу учреждения (далее – уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, хранящиеся в бухгалтерии.

9.2. При подписании акта передачи бухгалтерских документов при наличии возражений по пунктам акта начальник  и (или) уполномоченной лицо излагают их в письменной форме. Текст замечаний излагается на отдельном листе, небольшие по объему замечания допускается фиксировать на самом акте.

9.3. Акт передачи бухгалтерских документов оформляется в последний рабочий день увольняемого лица в двух экземплярах: 1-й экземпляр – увольняемому лицу, 2-й экземпляр – уполномоченному лицу, которое принимало дела.

10 Изменение учетной политики

 10.1. Изменение     учетной    политики    может   производиться    в   случаях  изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, или существенного изменения условий деятельности учреждения.

10.2.  Дополнения в учетную политику могут быть внесены в течение года.

 

Начальник отдела бухгалтерского учета

и отчетности (главный бухгалтер)                                                                     Е.Н. Личагина

Счетчик посещений
Яндекс.Метрика